Этапы наложения транспортной шины при переломе

Что представляет собой шина

Шина представляет собой конструкцию, которая фиксирует травмированную конечность. Наложение шин при переломах пострадавшему осуществляется до приезда скорой помощи. Обычно фиксатор делают из подручных средств.

В качестве основного материала используют различные предметы: ветки деревьев, бруски, палки и тому подобное. Желательно, чтобы они были прямыми.

Основной каркас фиксируется при помощи тканевых повязок, которые можно сделать из ремней, тряпок или одежды, то есть из всего, что может оказаться рядом в этот момент.

Основные правила наложения шин

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы.

Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу.

Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Интересно почитать — какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Основные правила наложения транспортных шин:

а) фиксация неменее двух суставов, соседних с местомперелома;

б) наложениеватно-марлевых прокладок на костныевыступы, подвергающиеся наибольшемудавлению;

в) придание повозможности физиологического по­ложенияповрежденной конечности (уравновешиваниемышц-антагонистов, что предупреждаетдальнейшее смещение отломков);

г) предварительноеналожение жгута и асептической давящейповязки при открытых переломах,сопровождающихся кровотечением.

Верхние конечности

Поврежденное предплечье фиксируется с двух сторон: наружной и тыльной. Если сломан плечевой сустав, шина должна закрепляться с захватом двух соседних суставов.

Сломанную плечевую кость обездвиживают, прокладывая одну шину по внутренней стороне от плеча до подмышки, другую – снаружи. Она должна быть чуть длиннее кости, выдаваться за локтевой и плечевой суставы.

При любых переломах верхних конечностей (даже при невозможности сделать шины) руку сгибают в локте под углом 90 градусов, подвешивают на косынке, перекинутой через шею. Дополнительно можно прибинтовать ее к туловищу.

Виды шин

Существуют различные способы иммобилизации, которые применяются при разных переломах.

В естественных условиях, в большинстве случаев, возможность использовать специальную медицинскую шину отсутствует, ввиду чего возникает необходимость осуществлять иммобилизацию при помощи подручных средств. В целях обездвиживания могут использоваться любые подходящие предметы.

Основные виды медицинских шин:

  • Шина Дитерихса. Устаревшая конструкция, изготовленная из дерева, применяемая для обездвиживания нижних конечностей. Преимущество шины заключается в том, что при ее наложении возможность усугубления травмы исключается. Главный недостаток – неудобство в применении.Шинная повязка
  • Лестничная шина Крамера. Представляет собой металлическую эластичную решетку, которая принимает практически любую форму. За счет этого, с помощью такой шины может обездвиживаться практически любой отдел скелета. Конструкция характеризуется высокой прочностью и часто используется не только при оказании неотложной помощи, но и в период реабилитации травмированного человека.
  • Пневматическая шина. Представляет собой полую камеру, в которую помещают поврежденную конечность. После этого в стенки шины накачивают воздух, за счет чего она повторяет форму поврежденного отдела и надежно фиксирует область повреждения.
  • Воротник. Используется для фиксации позвоночника в случае травм шеи. В современной медицине применяются мягкие шины-воротники. Их используют в профилактических и терапевтических целях.

Таким образом, транспортная иммобилизация производится при помощи разных видов шин, в зависимости от характера травмы, окружающих условий и других факторов.

Для чего накладывают шину

Что собой представляет шина и для чего ее используют при переломах?

Наложение шин при переломах не дает костям двигаться, а значит, что болевые ощущения будут значительно меньше. Помимо этого, больной избежит сложных патологий, связанных со смещением и распространением отломков.

Когда шина при переломе накладывается пострадавшему правильно, то риск травмирования сосудов, нервных окончаний и мышечной ткани значительно снижается. При любом результате  наложение шины при переломе является неотъемлемым действием  при сломах разных видов.

В случае если произошла травма, то в момент оказания первой помощи при переломах данная область должна быть обездвижена, даже если имеются открытые раны.

Это позволит повреждению не стать более тяжелым и подготовит больного к транспортировке — спокойное состояние уменьшит болевой синдром и даже купирует его, предотвратит распространение шока, уменьшит вероятность других повреждений внутренних органов, тканей близлежащей области. Осуществить это можно при помощи шины. Но для начала рассмотрим, какими бывают шины.

Зачем накладывают шину на перелом

Какую роль играют шины при переломах костей конечностей?

  • Во-первых, они поддерживают фиксацию травмированной кости и суставов, не давая им сместиться, удерживают их в правильном положении.
  • Во-вторых, конструкция обеспечивает защиту от внешних повреждений, а также уменьшает болевые ощущения в пораженной области. 
  • Фиксация не дает осколкам костей повредить мышечные ткани вокруг перелома, препятствует их смещению. Также она не допускает повреждение кровеносных сосудов, нервных окончаний и сухожилий.

Фиксация переломанных конечностей играет большую роль при транспортировке пострадавшего в стационар. От профессионализма и согласованных действий медперсонала зависит окончательный результат операции, а также дальнейшее восстановление поврежденных костей больного.

Ііі.транспортная иммобилизация материальное обеспечение:

  1. Шины Кремера (проволочные).

  2. Шины Дитерихса.

  3. Набор Бинтов – широких и узких.

  4. Вата нестерильная.

  5. Косыночные повязки.

Под транспортнойиммобилизацией мы понимаем мероприятия,направленные на обеспечение покоя вповрежденном участке тела и близлежащихк нему суставах на период перевозкипострадавшего в лечебное учреждение.

Цель транспортнойиммобилизации — удержание отломков отдальнейшего смещения, предупреждениеранений сосудисто-нервного пучка икожных покровов острыми концами костныхфрагментов, а также профилактикадополнительного повреждения головногои спинного мозга при переломах черепа,позвоночника и таза или тазовых органов(мочевой пузырь, уретра, прямая кишка),уменьшение болей и предотвращениеразвития вторичного шока.

Транспортнаяиммобилизация осуществляется стандартными(рис. 59)

или импровизированными(рис. 60) шинами.

Также для транспортнойиммобилизации применяются пневматическиешины.

Как использовать шину на разных участках тела

Голова. Для транспортной шины при переломе черепа используют плотный ватно-марлевый валик, который имеет вид бублика. Изготовить просто – берется полоска серой ваты толщиной в пять сантиметров и шириной в двенадцать сантиметров, длиной от 45 до 50 сантиметров.

Эту полоску следует скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика соединяются и сшиваются. Если ниток, иголки нет, то можно использовать подручные средства. Данный бублик следует осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями.

Данный валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.

Плечо. Перелом плечевой кости довольно часто приводит к развитию отека и деформации. Больной не может совершать движение рукой ниже поврежденного места.

Как наложить шину при различных переломах

Имеет свои нюансы наложение шины при переломах разных частей тела. Они обусловлены особенностями строения скелета, мышечных волокон, пролеганием кровеносных сосудов.

С особой осторожностью следует действовать при подозрении на повреждения позвоночного столба или головы.

Как правильно наложить шину

Перед фиксацией поврежденной конечности необходимо тщательно осмотреть пораженный участок, чтобы определить тип перелома и принять необходимые меры.

Если обнаружены повреждения кожи – открытые кровоточащие раны или выпирающие кости – это значит, что перелом открытый. Поэтому первым делом необходимо принять меры по остановке кровотечения.

Для этого отлично подойдет лед, снег или замороженные продукты.

Кости таза

Такие переломы (особенно повреждения копчика) обычно вызывают сильную боль. Для иммобилизации человека кладут на спину, подложив под бедра плотный тряпичный валик.

Разрушение шейки бедра фиксируют так же, как нижние конечности. Действовать надо крайне аккуратно, поскольку переломы костей таза чреваты разрывами крупных кровеносных сосудов.

Наложение шины в клинических условиях

После доставления больного в медицинское учреждение, его начинают готовить к необходимым манипуляциям. Проводят необходимые лабораторные исследования.

Затем приступают непосредственно к наложению шины:

  1. Медицинский персонал дезинфицирует руки, надевает стерильные перчатки.
  2. Пациенту вводят обезболивающий препарат.
  3. Укладывают на носилки.
  4. Прикладывают шину к здоровой конечности.
  5. Деформируют ее по физиологическим изгибам.
  6. Получившуюся конструкцию фиксируют на травмированном участке.

Вся процедура проходит под медицинским контролем над общим состоянием пациента и его поведенческими реакциями.

Неправильно сросшиеся переломы существенно снижают качество жизни человека. Нарушают двигательную активность, в тяжелых случаях приводят к инвалидизации.

В успешном лечении травм важную роль играет то, насколько грамотно и своевременно была оказана первая помощь. Правильно наложенная шина позволяет доставить больного к врачу без дополнительных повреждений тканей, существенно сокращает срок реабилитации, помогает полностью восстановить функциональность органа.

Наложение шины на сломанную конечность: фото и видео

Ежедневно в клинику поступают пациенты с вывихами, ушибами и переломами. Чаще всего подобные травмы случаются на производстве и в быту, а также по собственной неосторожности.

Особое внимание хирурги уделяют переломам, которые требуют наложения шины. На предприятиях, связанных с повышенной опасностью, для рабочих проводят инструктаж по оказанию первой помощи при травмах.

Эти знания не помешают и остальным людям, которые должны знать, как наложить шину.

Нижние конечности

Сломанную кость бедра фиксируют двумя шинами, расположенными параллельно:

  • первая располагается от внешней лодыжки до подмышки;
  • вторая – от внутренней лодыжки до паховой области.

Более надежную иммобилизацию можно обеспечить, если использовать третью шину, наложив ее сзади, от пятки до лопатки. При отсутствии подходящих подручных материалов поврежденную ногу нужно аккуратно, но крепко прибинтовать к здоровой конечности.

Перелом голени шинируют от костей стопы до ягодиц. Закрепляют в верхней части бедра, у коленного сустава и голеностопа.

Второй вариант: закрепить две параллельные шины по обе стороны ноги. Начинаться они должны в паху, внизу – выступать за стопу на 4 см.

Общие правила наложения шин

По прибытию скорой помощи, медработники накладывают стандартную конструкцию, необходимую для транспортировки больного в отделение хирургии.

Некоторый период времени пациент может находиться в ней, пока специалисты не определят сложность полученной травмы. При многих видах травм конечностей часто используют аппарат Крамера.

Он применяется при травмах костей нижних и верхних конечностей. Конструкция сделана из проволоки, а при использовании тщательно окутывается бинтом и ватой.

При открытых травмах костей перед наложением шины на пораженное место накладывается стерильная повязка. Если рана закрытая, то наложение осуществляется на одежду. При необходимости ее можно разрезать. Когда травма осложнена повреждением сухожилий или мышечных связок, то можно зафиксировать переломанный сустав с помощью лестничной шины Крамера.

Особенности наложения

Иммобилизация конечности – это сложная процедура, которую необходимо выполнять с максимальной осторожностью, чтобы не ухудшить состояние травмированной области. Наложение шины необходимо не только для исключения осложненной травмы, но и снижения болевых проявлений у пострадавшего.

Следует запомнить, что наложение транспортной шины должно происходить непосредственно в том месте, где травмировался пациент. Предварительная транспортировка не обездвиженного пострадавшего исключена.

Прежде чем зафиксировать пораженную область, рекомендуется разрезать одежду. В случае открытых переломов, сопровождаемых обильной кровопотерей, возможно потребуется наложение жгута. Не следует пытаться убрать с места повреждения налипшую грязь или осуществлять обработку антисептическими средствами. Основные усилия должны быть направлены на обездвиживание.

Основные правила наложения шины:

Наложение шин

  • При закрытых повреждения шины накладывают на одежду
  • При наличии возможности конечность ложится в удобном положении
  • Шина должна фиксировать 2 или 3 сустава с целью надежной фиксации
  • Размер шины соответствует размеру здоровой конечности
  • Фиксация с помощью бинта осуществляется от краев шины к центру
  • Пальцы поврежденной конечности не бинтуют, чтобы контролировать кровообращение
  • Поврежденную конечность во время фиксации поддерживает второй человек

Желательно, чтобы внутренняя поверхность шины была мягкой. Для смягчения применяют вату, марлевые прокладки, салфетки. При отсутствии применяются листья, сухая трава или мох. Смягчение поверхности требуется для предотвращения образования пролежней.

В зимний сезон внутреннюю часть шины необходимо утеплять. В этих целях подходит теплая одежда, в особенности шарфы, разрезанные свитера, куртки. Это необходимо для исключения обморожений. Важно утеплять шину в случае, если конструкция содержит металлические элементы, которые быстро остывают при низких температурах, провоцируя усиление болевого синдрома.

Пневматическая шина

https://www.youtube.com/watch?v=g8atWCXMhzg

При использовании пневматической шины исключается возможность самостоятельного надувания. Накопление воздуха внутри чехла производится при помощи насоса. Очевидно, что одевать пневматическую шину необходимо перед подачей воздуха.

В случае закрытого перелома возможно вытяжение поврежденной конечности.

Благодаря этому устраняется деформация и снижается смещение костных обломков, из-за чего меньше травмируются мягкие ткани.

При открытых повреждениях после обездвиживания на нужный участок наносят антисептический компресс или повязку. После этого возможна транспортировка в ближайшее медицинское учреждение.

Способ транспортировки пострадавшего зависит от характера травмы. При повреждениях верхних конечностей больного транспортируют пешком. Также возможен перенос сидя или лежа на носилках. При травмах нижних конечностей допускается исключительно перенос больного. При повреждениях позвоночника для переноса используются твердые поверхности.

Основная задача наложения шины заключается в фиксации поврежденного участка скелета. За счет этого от повреждений защищаются кровеносные сосуды, мягкие ткани и нервные окончания. При транспортировке костные отломки обездвиживаются, благодаря чему снижается болевой синдром.

В целом, надежно зафиксировать пораженную конечность можно только выполняя основные правила наложения транспортных шин и соблюдая осторожности при транспортировке.

Пальцев рук

Шины при переломе пальцев рук накладывают по обе стороны поврежденного пальца, используя три полосочки тонкой ткани.

Одной обматывают часть тела, второй – прокладку между шиной и кожей, закрепляют ее на пальце. Третью полосу материи используют для закрепления самой шины и обматывания пальца ниже места перелома. А также ее нежно закрепить сверху.

При переломе мизинца можно использовать обычный карандаш, закрепив его вдоль травмированной области и края ладони.

Первая помощь при переломах

Первая помощь пострадавшему осуществляется в определенном порядке. От этого зависит дальнейшее состояние больного. Главное, это своевременное и правильное оказание первой помощи, иммобилизация и транспортировка в хирургическое отделение.

  • Если у человека повреждена нога или рука, а все признаки указывают на перелом, то сначала необходимо дать ему обезболивающие таблетки и позвонить в скорую помощь или дежурному врачу. Затем, определив степень повреждения, накладывается шина (по возможности надо приложить холодный компресс).
  • Обеспечить покой для поломанной конечности и ждать медицинской помощи. Если степень повреждения незначительна, то пострадавшего можно самостоятельно доставить в стационар.
  • При переломах нижних конечностей транспортировка больного осуществляется на носилках. Причем травмированная часть тела не должна свисать.

При любом переломе врач должен осмотреть полученную травму и сделать выводы по результатам рентгеновского снимка. Если шина изначально наложена неправильно, ее в срочном порядке необходимо заменить, иначе могут возникнуть осложнения, более того, человек может остаться инвалидом.

Плечевой пояс

При разломе ключицы под мышку закладывают валик. На руку надевают косынку (или ремень), перекидываю ее через шею. Можно скрутить из матерчатых жгутов плотные кольца, надеть через подмышки, затянуть на спине, под узел проложить ватный рулон.

Сломанную лопатку иммобилизуют в схожем положении, прибинтовывая руку к туловищу. При обоих повреждениях плечи должны быть чуть приподняты, развернуты, отведены назад.

Позвоночник

Переломы позвоночного столба относятся к категории самых опасных. Они чреваты повреждениями спинного мозга, развитием парезов или параличей, нарушениями в работе органов малого таза.

При малейшем подозрении на травму позвоночника больного надо аккуратно уложить на ровную, жесткую поверхность. Можно использовать обычную дверь, снятую с петель. Сидеть и стоять пострадавшему нельзя.

Если для транспортировки человека с разрушением грудного либо поясничного отделов используются мягкие носилки, пострадавшего нужно перевернуть на живот. При травмировании шейного отдела пациента следует положить на спину, пол-лопатки поместить валик, голову зафиксировать подушками в центральном положении.

Правила наложения транспортных шин: способы иммобилизации, этапы наложения, возможные ошибки

Наложение шины является одним из основных методов оказания первой помощи при повреждениях и травмах. Процедура направлена на обездвиживание пораженного участка, за счет чего исключается возможность увеличения нанесенного урона в процессе транспортировки пострадавшего. Обеспечить обездвиживание сустава возможно только при правильном наложении шины.

Правила наложения шин

При переломе и других травмах как накладывать шину?

Как наложить шину при переломе костей голени необходимо  знать каждому человеку, потому что никто не застрахован от получения переломов, трещин, вывихов. Именно поэтому необходимо знать, как накладывать шину при переломах голени.

Какие правила для наложения шин при переломах следует соблюдать?

Существуют несколько основных аксиом при костях сломанных, как правильно накладывать шину при переломе, которые помогут человеку без опыта. Правила наложения шины при переломах:

  1. Пострадавшего необходимо как можно быстрее успокоить, потому, что стрессовое состояние негативно влияет на организм и может вызвать травматический шок, истерику, что нежелательно при наличии повреждений внутренних.
  2. Надежная иммобилизация. Оказание помощи должно начинаться с осознания, что при травмах конечностей следует зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области. Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
  3. Перед тем, как проводить обездвиживание поврежденного места, важно подготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой, если их нет, то надеть на нее чехол. Желательно прикрыть костные части, которые выступают прокладками. Это поможет избежать образования пролежней.
  4. Когда накладывают шины к поврежденным поверхностям конечности и туловища, то они должны находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
  5. При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
  6. Если перелом открытый, с повреждением мягких тканей и кожного покрова, то вытяжение и вправление костных обломков проводить нельзя. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
  7. В случае открытого перелома следует соблюдать важное правило — на рану накладывается стерильная давящая повязка. Данные травмы сопровождаются кровотечением, которое необходимо остановить. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения — это должны учесть медицинские работники.
  8. С потерпевшего можно снять одежду соблюдая правила – сначала одежда снимается с тех конечностей, которые были не повреждены, после этого с тех, где произошел перелом. Надевать одежду следует в другом порядке. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
  9. Транспортировкой пострадавшего должна заниматься бригада медиков, но если для этого нет возможности, то самостоятельно перекладывая человека на носилки, следует поддерживать поврежденную конечность.
  10. Шину нельзя изгибать по форме конечности.
  11. В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно.
  12. Наложение шины на голое тело не допускается. Кроме того, нельзя, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.

Лечение и реабилитация разных участков тела отличается, как и если человек сломал ногу,  правила наложения шины при переломе голени будут отличаться от иммобилизации головы или руки.

Правила наложения шин при переломе

Перелом – это серьезное повреждение костной структуры, имеющее свою классификацию, в зависимости от локализации травмы и степени тяжести.

Нарушение целостности костной ткани может иметь открытый — когда разрывается кожный покров, из раны течет кровь и закрытый характер. Помимо этого, данные повреждения делятся на полные, компрессионные и те, где присутствует смещение осколков и оскольчатые.

Оказание первой помощи – одно из самых важных действий, определяющих время последующего лечения и восстановления поврежденных рук и ног, и других частей тела. Именно поэтому очень важно знать, как проводятся шинирования, или наложение шин при переломе. К оказанию доврачебной помощи необходимо подходить серьезно, дабы избежать негативных последствий.

Ребра

Сломанные ребра фиксируют, чтобы они не двигались во время вдохов и выдохов. Эффективным методом является обвязывание грудной клетки простыней. Дышит больной при помощи мышц живота.

При этом повреждении нельзя ложиться, стоит воздерживаться от разговоров. Иначе осколками костей можно повредить внутренние органы.

Техника наложения шин

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Типы шин

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса. Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Транспортная иммобилизация производится в зависимости от локализации повреждения

1.Транспортная иммобилизация при переломахключицы, лопатки и вывихе плечаосуществляется лестничной или сетчатойшинами, повязкой Дезо, косыночнойповязкой. Правильно наложенная повязкаДезо имеет ряд преимуществ по сравнениюс шинами. Она предотвращает отвисаниеплечевого пояса книзу и хорошо фиксируетповрежденную конечность к туловищупострадавшего.

При наложенииповязки Дезо в подмышечную областькладут ватно-марлевую подушечку.Предплечье устанавливают под прямымуглом в локтевом суставе, ладонь обращаютк животу, руку плотно прижимают к груди.Первые туры бинта ведут от здоровойполовины грудной клетки к больной.

Спиральными ходами прибинтовываютплечо, затем от здоровой подмышечнойвпадины бинт ведут косо вверх по переднейповерхности груди к надплечью больнойстороны, перекладывают через надплечье,спускают вниз, огибают предплечье влоктевом суставе, потом ведут косо вверхк подмышечной впадине здоровой стороны.Так повторяют несколько раз.

Чтобы турыбинта не спадали, повязку надо прошить(рис. 61).

2.Иммобилизация при переломах плечевойкостипроизводится лестничной шиной (Крамера).До наложения шины ее следует обложитьватой или стеганой ватной подстилкой,прогнуть в виде желоба и отмоделироватьпо здоровой конечности.

В среднемположении между пронацией и супинациейпредплечья и сгибания его под углом 90°в локтевом суставе по задней поверхностиповрежденной конечности накладываетсяшина Крамера от пястно-фаланговыхсочленений до надплечья здоровойстороны.

Плечо выводят вперед на 30° инесколько отводят от туловища (с этойцелью в подмышечную впадину вкладываютватно-марлевый валик).

Проксимальныйконец шины связывают с дистальным двумямарлевыми тесемками, охватывающимигрудь на противоположной переломустороне спереди и сзади. Шину фиксируютк

конечности мягкиммарлевым бинтом. Руку дополнительноподвешивают на косынке или прибинтовываютк туловищу (рис. 62).

3.Транспортная иммобилизация при переломахкостей предплечьяпроизводится следующим образом.Приготовленную и отмоделированнуюлестничную или сетчатую шину накладываютпо задней поверхности от основанийпальцев до верхней трети плеча.

При этомпредплечью придают среднее положениемежду пронацией и супинацией, а кисти— небольшое тыльное сгибание. Уголсгибания в локтевом суставе при переломевенечного отростка локтевой кости илишейки лучевой должен быть острым, а приотрыве локтевого отростка — в 110—120°,при диафизарных переломах — в 90°.

Затемшину прибинтовывают мягким бинтом.По­врежденную конечность подвешиваютна косынку (рис. 63).

4.Иммобилизация при переломе костейлучезапястного суставакисти пальцев осуществляется лестничной,сетчатой или фанерной шиной.

Кисти придаютполусогнутое положение, в ладонь кладутком ваты, обернутый марлей. Подкладкуиз ваты и марли вкладывают на всемпротяжении шины. Шину накладывают наладонную или тыльную поверхность долоктевого сустава и укрепляют спиральнымитурами бинта.

5.Транспортная иммобилизация при переломеи вывихе бедра,повреждении тазобедренного и коленногосуставов достигается путем наложенияспециальных шин, в которых фиксациясочетается с одновременным вытяжениемконечности.

С этой целью чаще другихприменяется транспортная шина Дитерихса.Шина состоит из двух деревянных планок.На верхних концах обе планки имеютпоперечные перекладины для упора вподмышечную впадину и промежность.

Наружная (длинная) и внутренняя (короткая)планки состоят из двух половин, чтопозволяет в зависимости от ростапострадавшего удлинять или укорачиватьшину. К внутренней планке на шарнирахприкреплена деревянная дощечка сотверстием для скрепления дистальногоконца планок.

Кроме того, имеетсядеревянная планка, имеющая форму подошвыи палочки — закрутки с двойным шнуром.

Шинунакладывают следующим образом:

а) боковые планкиподгоняют по размерам поврежденнойнижней конечности, закрепляя обе половиныих так. чтобы наружная планка упираласьв подмышечную впадину, а внутренняя —в промежность и с таким расчетом, чтобысвободные концы планок выступали застопу на 10—15 см;

б) на костныевыступы (крыло подвздошной кости, большойвертел, надмыщелки бедра, лодыжки) и натыльную поверхность стопы накладываютватные подушечки для предупрежденияпролежней и некроза;

в) деревянную«подошву» плотно прибинтовывают к обувиили стопе восьмиобразными ходами бинта;

г) накладываютбоковые планки и закрепляют их на грудиремнем или тесемками, продетыми черезспециаль­ные отверстия в планках,внизу боковые планки закрепляютпоперечной дощечкой; к ноге шину покане прибинтовывают;

д) после укрепленияшины к туловищу приступают к вытяжению.

Для этого двойной шнур, укрепленный надеревянной «подошве», пропускают черезотверстие в поперечной дощечке изакручивают при помощи палочки-закрутки,находящейся на нижней стороне поперечнойпланки, чем и достигают вытяжения (рис.

64); вытяжение производят до тех пор, покапоперечные перекладины, имеющиеся наверхних концах боковых планок, не упрутсяплотно в подмышечную впадину и промежность,а длина поврежденной конечности небудет равна длине здоровой ноги;

е) для предупрежденияпровисания конечности по заднейповерхности бедра и голени накладываютфанерную или крамеровскую шину. Шиныплотно прибинтовывают к ноге круговымиходами бинта.

При отсутствиистандартных транспортных шин дляиммобилизации переломов нижней конечностиприбегают к импровизированным шинам(рис. 65) или к прибинтовыванию поврежденнойноги к здоровой.

6.Иммобилизация при переломах костейголенипроизводится при помощи трех длинныхшин Крамера.

Однушину, соответственно подготовленную иотмоделированную по контурам икроножныхмышц, ахиллова сухожилия и пятки поздоровой конечности, накладывают позадней поверхности от пальцев стопы досредней трети бедра.

Затем прикладываютдве боковые шины или одну у-образную ификсируют их круговыми турами бинта.Стопа должна быть установлена под прямымуглом.

С целью профилактики образованияпролежней необходимо на уровне лодыжеки пятки применять ватно-марлевыеподкладки (рис. 66).

7Транспортная иммобилизация при переломахлодыжек голени и костей стопыСтопу и голень обертывают ватой, которуюзакрепляют спиральными турами бинта.

На костные выступ кладут ватные подушечки.

Лестничную или сетчатую шину послемоделирования накладывают по заднейповерхности голени от коленного суставадо кончиков пальцев, фиксируют кповрежденной конечности мягким бинтом(рис. 67).

8. Иммобилизацияпри переломах позвонков.

При оказания первойпомощи пострадавшим с переломамипозвонков следует соблюдать большуюосторожность, не допускания сгибанияпозвоночника, что может вызвать илиусилить сдавление спинного мозга.

Транспортироватьбольного с переломом позвоночниканезависимо от уровня повреждения следуетв лежачем положении на спине, на плоскихжестких носилках.

Для придания носилкамуказанных качеств необходимо поверхполотна обыкновенных носилок устроитьподстилку, использую с этой цельюподручный материал (доски фанеру).

Нажесткую подкладку носилок следуетположить сложенное в несколько слоеводеяло.

При повреждениишейного отдела позвоночника с цельюиммобилизации больному накладывают напериод транспортировки ватный «воротникШанца», состоящий из широкого, оченьтолстого слоя ваты, который обертываютвокруг шеи и прибинтовывают циркулярнымиходами мягкого бинта (рис.68).

В 1961 г. А. Н. Герасимовпредложил универсальную шину длятранспортировки больных при поврежденииголовы и позвоночника.

Шину можнонакладывать на пострадавшего, не снимаяс него одежды.

Шина (рис. 69)представляет собой деревянную раму, накоторой имеются пояс, два подмышечныхремня и деревянный наголовник, состоящийиз подкладного круга и петли Глиссона.

Рама имеет длину 1 м, ширину 8 см, толщину2,5—3 см. На всем протяжении рамы (как налыже) проходит полуовальный желобглубиной 1 — 1,5 см, шириной 2,5 см.

Этимжелобом рама накладывается на областьостистых отростков позвоночника.

Кпередней поверхности пояса пришиты дваремня с пряжками, которые проходят поягодичной складке. Спереди поясзастегивают тремя пряжками.

Два подмышечныхремня, продетые в отверстия, сделанныена раме, заходят в подмышечную областьи застегиваются спереди плечевыхсуставов.

Наголовниксостоит из скользящей по раме деревяннойдоски размером 30X30 см.

К этой доскеприкреплена петля Глиссона, причем унее имеется только передняя лента,охватывающая подбородок и прикрепляющаясяк доске наголовника прочной резиной.

Кдоске-наголовника прикреплен подкладнойкруг, который надувается перед наложениемшины. Подкладной круг служит хорошимамортизатором. На рис. 70 показан конечныйэтап наложенияшины.

9.Транспортировка пострадавших с переломамикостей тазав лечебное учреждение производится наплоских непрогибающихся носилках.

Дляэтого обычные носилки оборудуют по томуже принципу, что и для транспортировкибольных с переломом позвоночника.

Ногипострадавшего следует согнуть в коленныхи тазобедренных суставах, положив сэтой целью под колени валик (положение«лягушки») (рис. 71).

10.Транспортировка пострадавших сповреждениями головыосуществляется с помощью шины Еланского(рис. 72).

Фиксация различных переломов

Переломы бывают разными, поэтому накладка шин также имеет свои особенности. Большую роль играет разница между нижними и верхними конечностями.

Правила наложения шин при отдельных видах переломов:

  1. Если поломано предплечье, то одновременно должно фиксироваться три сустава: плечо, локтевой и лучезапястный. Причем это необходимо выполнять при согнутой в локтевой части руке с применением фиксирующей повязки, которая постоянно поддерживает сломанную конечность в таком положении.
  2. При переломах бедренных суставов необходимо полностью фиксировать поврежденную ногу. Шина накладывается от стопы до подмышки, чтобы обеспечить неподвижность коленного, тазобедренного суставов и голени со стопой. Для этого используют шину Дитерихса. Если ее нет, то можно использовать неширокую доску соответственной длины.
  3. Для фиксации травмированной голени понадобится конструкция, начало которой прикладывается к колену, а конец – к стопе. Она накладывается непосредственно на оголенную конечность, а между шинным материалом и выступами костей подкладывают вату. При наличии кровоточащих ран необходимо провести их дезинфекцию и обмотать бинтом, только после этого можно продолжить процесс фиксации голени. Для голеностопного сустава подходит шина Крамера, накладывающаяся с трех сторон.

Одна прикладывается с задней стороны и две по бокам, причем задний элемент должен захватывать половину бедра и заканчиваться на стопе. После этого все элементы обматывают марлевой повязкой или бинтом.

В зависимости от того, какая часть голени повреждена, наложение шины может изменяться.

Если травма коснулась нижней части, то фиксация начинается с коленного сустава к стопе, если верхней – от колена до тазобедренного сустава.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день.

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

Шина крамера и ее правильно положение

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Данный вид применяют при переломах бедра во избежание движений в области таза. Техника наложения шин проста и не требует специальных знаний. Сама конструкция состоит из двух планок, а также подошвенной пластины.

Пластины подгоняются под размер человека: конец наружной вставляют в подмышечную впадину, конец внутренней упирается в пах. В область лодыжек прокладывают ватные прокладки.  Концы обеих пластин должны немного выступать за подошву. К самой подошве также прочно привязывают пластину.

Туловище человека совместно с конструкцией обвязывают ремнями. Шаг ремней — 25-30 см.

Шины при переломах пальцев рук

Чаще всего в больницу обращаются с переломами пальцев рук. Первая помощь при этом не требуется, но к хирургу обратиться нужно. Такие травмы тоже требуют наложения фиксирующих конструкций. Они устанавливаются вдоль травмированного пальца с двух сторон, а затем обматываются в три слоя.

Заключение

Данный материал поможет разобраться, как нужно действовать при переломах, как правильно оказать первую помощь больному и чего нельзя допускать при фиксировании травмированных конечностей.

Опираясь на правила наложения транспортных шин, можно помочь человеку избежать неприятных последствий, а также дальнейших осложнений при переломах костей.

От своевременно оказанной помощи и правильных действий зависит дальнейшая реабилитация больного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector